Удивительно, но в нашей стране, где по статистике на производстве работает порядка одной трети граждан, практически невозможно быстро найти партнера-подрядчика для производства изделий, прошедших через руки промышленного дизайнера. Постоянно испытывая сложности с производством малых тиражей продукции или оперативным масштабированием производственного процесса на полноценные (большие) тиражи, мы ищем потенциальных партнеров, готовых работать на рыночных условиях. Жаль, но наши поиски не всегда успешны.

Промышленные предприятия наперебой постулируют сертификацию системы контроля качества и менеджмента согласно международным стандартам. К сожалению, методики, предписанные этими стандартами, в российских реалиях накладываются на «привычки», оставшиеся со времен плановой экономики. В этом нет ничего странного: целую отрасль нельзя одномоментно заставить работать по новым правилам, даже если руководящий состав готов перенимать зарубежный опыт работы на свободном рынке.

Главная пагубная «привычка» наших промышленных предприятий — неумение своими силами искать заказы и, соответственно, деньги. Новой российской экономике скоро «стукнет» 25 лет, но производство все еще ждет государственных заказов с нечеловеческими объемами. Они все еще надеются сохранить привычную им ориентацию на «процесс», вместо того, чтобы активно искать заказы, т.е. работать на финансовый «результат». Если бы по такой схеме работало одно предприятие, скорее всего, оно бы не смогло существовать достаточно долго. Но по таким законам живет целая отрасль, поэтому заказчикам со своей стороны приходится подстраиваться под этот «стиль». Вместо того, чтобы выбирать среди доступных предложений производственных предприятий, предположим, по цене или срокам изготовления (как обстоит дело при выборе производителя в странах Азии, где бизнес хорошо понимает, что для существования им нужны деньги), клиенты вынуждены самостоятельно «бегать» за руководством заводов, прося их выпустить, к примеру, 100 заглушек для устройств, недавно прошедших через руки промышленного дизайнера. И, очевидно, что заказчикам оказывается проще работать с азиатами.

В Китае в ответ на запрос мы получаем десяток ценовых предложений. Возможно, при малых тиражах или специфических требованиях с нашей стороны цена окажется не маленькой, но она будет названа. Более того, появятся предложения по оптимизации затрат: «Купите 1000 алюминиевых корпусов для своих электронных устройств вместо 100 — и общая стоимость заказа будет лишь немногим выше». Отказ от предоставления коммерческого предложения можно встретить только в экстренном случае, к примеру, если сломалось необходимое для выполнения заказа оборудование. Все потому, что в Китае есть некое количество промышленных предприятий, постоянно ищущих заказы.

В России же общение проходит  совсем по другому сценарию. Здесь есть некое количество заказчиков, постоянно разыскивающих именно российских производителей (не желая по каким-то своим причинам работать с Азией), поэтому руководство производственных предприятий позволяет себе «отфильтровывать» входящий поток заказов по различным признакам: тиражу, общей стоимости, соответствию имеющемуся оборудованию и т.п. Мечта любого предприятия, как было отмечено выше, — объемный государственный заказ, поэтому силы достаточно ограниченного в бюджете маркетинга бросаются на участие в тендерах и конкурсах. И коммерческие компании со своими небольшими и специфическими заказами им совсем не интересны.

Наиболее наглядный пример фильтрации заказов промышленным предприятием — ограничения на тиражи готовой продукции. Общаясь с возможными заказчиками, руководство предприятия сразу дает понять, что, допустим, тираж менее 100 тысяч экземпляров какой-нибудь корпусной детали им не интересен. Их позиция понятна: штамповать сотни тысяч штук корпусов для электроники длительное время — удобно. Не надо параллельно искать новые заказы. Но сейчас с появлением десятков и сотен моделей одних и тех же потребительских вещей миллионные тиражи встречаются все реже. А в периоды, когда один заказ закончился, а второй — так и не найден, предприятия переживают настоящий кризис. Это время вполне можно было бы заполнить мелкими заказами. Пускай их стоимость будет выше, чем у азиатских коллег за счет больших расходов крупного производства. Но заказчики далеко не всегда ищут именно минимальной цены вне зависимости от других факторов. У китайского производства есть масса недостатков. Как минимум — это таможенное оформление груза и доставка, порой, через весь континент, стоимость которой часто превышает цену самого товара. Но вместо того, чтобы приходить к договоренностям в ходе переговоров, некоторые наши предприятия отказываются называть цену в принципе. Оно и понятно: называть высокую цену они считают бессмысленным (на фоне предложений из Китая), а для формирования низкой необходима оптимизация производства, не вписывающаяся в их привычную форму работы.

Однако мы верим в то, что российские предприятия могут изменится. Наше бюро, занимающееся промышленным дизайном, с удовольствием размещало бы заказы именно на российских площадках, если они будут готовы к гибкому сотрудничеству. Поэтому мы будем рады контактам с открытыми для взаимодействия промышленными предприятиями.